Экологическая страничка.
Экологическое воспитание в ДОУ.
Здравствуйте, уважаемые посетители нашего сайта!
На этой страничке нашего сайта, мы познакомим Вас с работой нашего детского сада по экологическому воспитанию детей.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Экологическое воспитание и образование дошкольников – настоящая проблема времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура могут вывести ныне живущее человечество из экологического кризиса. Именно в детском саду закладываются основы экологической культуры, поэтому с дошкольного возраста необходимо формировать мировоззрение детей, основанного на представлении о своем единстве с природой. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает детей морем запахов и звуков, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Мысль единства человека и природы – является ведущей идеей экологической работы, организованной в нашем ДОУ.
В нашем детском саду педагоги всех возрастных группах уделяют большое внимание воспитанию у дошколят бережное отношение к природе.
Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста требует разработки определенной системы. Эта система определяет методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
К формам относятся: занятия, совместная деятельность детей и воспитателя, самостоятельная деятельность детей, развлечения, экскурсии, экологические игры, сказки, экологическая тропа, опыты, практикумы, то есть те, которые отвечают потребностям детей дошкольного возраста, а так же позволяют изменить потребительское отношение дошкольников к природе. Методы: информационно-иллюстративный, игровой, практический, репродуктивный; метод игрового моделирования;
Средствами являются и наглядный материал (подборки картин, детская художественная литература, альбомы со стихами, пословицами, потешками и др.), и методические разработки, и опыт педагогов-новаторов, коллег, и методическая литература, и дидактические игры, упражнения. Реализация этих условий возможна только при наличии готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое образование детей,пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу. Воспитатель - главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании.
Цель экологического воспитания: формирование среди детей дошкольного возраста и их родителей понимания проблемы, связанных с экологической обстановкой окружающей среды, побуждением к обсуждению связанных с охраной окружающей среды вопросов и проблем.
Задачи экологического воспитания: формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к окружающему миру, природе, природным ресурсам; повышение интереса детей к познавательной, творческой, интеллектуальной деятельности; повышение активности и эффективности общественных работ по охране окружающей среды, формирование чувства ответственности за деятельность, являющейся угрозой экологии.
Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста: воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); формирование системы экологических знаний и представлений(интеллектуальное развитие); развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее); участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы
В нашем детском саду организована деятельность по экологическому воспитанию дошкольников, в рамках данной деятельности мы используем следующие формы и методы: экологические экскурсии, целевые прогулки, экологические акции, лаборатория юного эколога, экологические выставки, экологические сказки, развлечения, игры и конкурсы, экологические игры, наблюдения, заполнение календаря природы, моделирование.
Экологические проекты, в рамках которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу. Использование проектов позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Экологические акции — это событийно — значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
Экологические акции: «Наши пернатые друзья», «Покормите птиц зимой», "Добрые крышечки", "Сдай макулатуру - спаси дерево" и т.д.
Экскурсии – особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, насекомыми,животными и одновременно с условиями их обитания. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе.
Экологические экскурсии: "В годродской парк", "В сквер города", "Велижский краеведческий музей"
Зкологические праздники и развлечения, которые углубляют усвоение экологических знаний о природе, её причинно-следственных связей, влияют на накопление и актуализацию экологического опыта у детей.
Экологические праздники и развлечения: "Праздник осени", «День Земли», "Экологическая азбука"
Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей.